Нарушение поведения ребенком представляют собой определенные проблемы, которые свойственны детям подросткового возраста. Появление этих проблем является сигналом становления ребенка на путь формирования взрослой личности. Подросткам свойственна специфическая реакция отказа от всего, что им предлагается: от еды, игры или что-нибудь другое. Такие изменения встречаются при смене места жительства либо у детей, которые в силу обстоятельств вынуждены жить отдельно от родителей. Подобное поведение ребенка может вызвать и смена привычного места учебы либо потеря любимой компании. Подобные признаки встречаются и у инфантильных подростков. Если подростки обладают сильным характером, подобное поведение может вызвать изменение личных жизненных принципов.
Нарушение поведения ребенком может проявляться реакцией оппозиции. Другими словами, ребенок своими действиями желает привлечь внимание взрослых к своей персоне. Поэтому все изменения поведения, которые иногда выливаются даже в агрессию, направлены на то, чтобы родные увидели его и проблемы, с которыми он столкнулся. Если подростка попросить что-нибудь сделать, он, в отместку сделает все назло. В этом возрасте, возможно, появление побегов из дома и бродяжничество. Делается это таким образом, чтобы подростка искали, волновались и думали о нем. В таких случаях ребенок не уйдет далеко и будет где-то рядом. В некоторых случаях подросток может симулировать болезнь, чтобы обратить на себя больше внимания. Причиной подобного поведения может быть появление нового члена семьи (другого ребенка), и связанное с этим получение меньшего количества внимания либо полная потеря внимания. Еще одна причина изменения поведения подростка – это поток в его сторону претензий и упреков по поводу неуспеваемости и несоответствия необходимым параметрам. На психике подростка может негативно отразиться и появления мачехи или отчима в результате мы получаем тот же протест. Не исключено проявление агрессии ребенка в отношении к потенциальному «сопернику», который, по его мнению, отбирает необходимую ему заботу. Детские нарушения поведения могут начать развиваться в детстве, и если их не искоренить, то они переходят и в подростковый возраст, только здесь они становятся более агрессивными.
Реакция имитации является еще одним проявлением детских нарушений поведения. Детям небольшого возраста свойственно подражать родителям, копировать их действия. Подростки же начинают подражать личностям более ярким, и эти личности становятся кумирами. Кумир может выбираться не индивидуально, а под влиянием компании, в которой находится подросток. Видя в родителе достигнутый успех в сфере, нравившейся подростку, родитель также может стать кумиром и предметом подражания. Дети, которые мечтают стать спортсменами, «звездам» спорта. Однако у детей со слабой психикой, возможно, появление проблем, когда их кумир и предмет подражания становится антисоциальным персонажем или преступником. Тогда реакция детского поведения может проявиться в отрицательной имитации, и он выберет противоположный и несвойственный ему образ жизни. Иногда подростки отказываются от материальных благ, и это будет выглядеть как негативное поведение в глазах состоятельных родителей. Некоторые дети могут определить для себя правильные моральные принципы, тогда как родители вели достаточно легкомысленный образ жизни.
Детские нарушения поведения, которые происходят в подростковом возрасте, могут проявиться в виде реакции компенсации, и ребенок будет стараться возместить личные неудачи в определенной области. К примеру, это четко заметно, когда плохо физически развитый ребенок, над которым смеются сверстники, добивается успехов в изучении иных предметов. Подросток, таким образом, ощущает, что необходим сверстникам, с которыми у него проблемы. Этот ребенок начинает искать сферы, в которых он будет необходим и востребован, и где его будут уважать. В иных случаях, ребенок, терпящий неудачи в учебе, становиться проблемным в поведении, задирой и может стать лидером одой их группировок в классе. Начинаются поиски, а возможно и создание конфликтных ситуаций, чтобы продемонстрировать физическую силу и способности в других талантах, а это вызывает нарушения в поведении.
В подростковом возрасте часто проявляется форма поведения под названием гиперкомпенсация. Это форма поведения, при которой подросток достигает успехов в области, в которой ранее терпел неудачи. К примеру, ребенок, не показывающий успехов в занятиях спортом, начинает усилено заниматься спортом. Однако в этом случае бывают и отрицательные примеры, когда робкий подросток может выпрыгнуть из окна второго этажа, только потому, что ему сказали, что он этого никогда не сделает. Если для взрослых подобное поведение – хулиганство, для ребенка это способ доказать, на что он способен.