Работа двигателей внутреннего сгорания заключается в том, что свечи зажигания производят запуск процесса сгорания в цилиндрах топливно-воздушной смеси, поэтому от их исправности и работоспособности зависит работа мотора, и соответствие его эксплуатационным характеристикам, которые заявляет производитель. Если присутствуют пропуск зажигания хотя бы в одной из свечей двигателя, снижается его мощность и соответственно увеличивается накопление в отработанных газах вредных веществ. Причины неисправности в работе свечей зажигания могут быть или дефекты производства или же их несвоевременная замена.
Насколько частой должна быть замена свечей зажигания, и от чего она зависит
Периодичность такой замены зависит от некоторых факторов. В первую очередь - это конструкция двигателя, технология изготовления свечей и работа системы зажигания в целом. Существенно влияет на необходимость замены свечей, условия эксплуатации автомобиля и качество используемого топлива.
В большем количестве марок автомобилей, в руководстве по эксплуатации, производителем прописана периодичность замены свечей. Обычно, для современных двигателей, замена свечей необходима каждые 30 тысяч километров пробега. Но необходимо учитывать, что это требование справедливо лишь для качественных свечей зажигания, с калильным числом, соответствующим типу двигателя.
Калильное число является тепловой характеристикой свечей зажигания, показывающей размер температурного предела, по достижении которого появляется процесс неуправляемого воспламенения топливно-воздушной смеси от свечи в цилиндрах двигателя. По калильному числу свечи бывают горячие, средние, холодные и унифицированные. Есть специальные таблицы, в которых указана маркировка и взаимозаменяемость свечей зажигания некоторых производителей.
Если у вас нет проблем с работой двигателя, необходимо соблюдать периодичность замены свечей, которую рекомендует производитель автомобиля. Если же двигатель работает неравномерно, появились шум и вибрация – это сигнал о неполадках в системе работы зажигания, включая и работу свечей.
В случае если, проведя диагностику системы зажигания, не выявлено неисправностей, необходимо выкрутить свечи зажигания и осмотреть их. Если свеча исправно работает, она должна иметь нагар светло-коричневого цвета в районе центрального электрода и его изолятора. Нагар черного цвета расскажет о том, что происходят нарушения в процессе сгорания топливно-воздушной смеси. Причиной этого может быть неисправность системы зажигания или подачи топлива. Красный оттенок нагара будет свидетельством большого количества присадок в топливе, которое вы используете.
Визуальный осмотр свечей по наличию искры между центральным и боковым электродами не будет свидетельством ее работоспособности. Ведь искра в условиях атмосферного давления совсем не означает, что она будет также работать, если создать условия повышенного давления в цилиндрах. Чтобы проверка была адекватной, необходимы специальные стенды, на которых свеча вкручивается в камеру со смотровым окном. Впоследствии в этой камере создается нужное давление и напряжение. Лишь эта проверка позволить достоверно оценить работоспособность свечи.
Если же нет возможности проверить свечи на таком стенде, нормализовать работу системы зажигания можно лишь внепланово заменив свечи новыми и исправными. Перед установкой новых свечей, необходимо выявить и устранить причины досрочного выхода из строя свечей зажигания.