Когда вы устраиваетесь на работу в приличную организацию, в любом случае вам придется проходить последний этап устройства – собеседование. Для работника, интервью с будущим работодателем является непростой процедурой, которая способна вызвать стресс даже у опытных соискателей. Поэтому необходимо четко знать, как себя вести во время беседы с работодателем, и чего делать нельзя, что не стоит говорить, и как правильно отвечать на вопросы. В нашей статье, мы постараемся выяснить, и рассказать, как правильно пройти собеседование. Но самое главное - как сделать так, чтобы вас все же приняли на работу, выбрав из множества конкурентов. Существуют определенные правила прохождения собеседования, которые необходимо знать.
При общении с работодателем по телефону
Первым этапом устройства на работу является общение с работодателем по телефону. Уже в телефонной беседе, вы можете прекрасно себя проявить и произвести впечатление. При этом неважно, кто будет вести разговор, секретарь, или же сам работодатель, если вы сумеете себя правильно поставить, на это непременно обратят внимание. В случае, если разговор проводил секретарь, он обязательно расскажет о вас руководителю. Разговаривая по телефону о работе, на которую вас приглашают, нужно знать несколько правил, касающиеся того, как следует себя вести и какие вопросы можно и стоит задавать. В первую очередь, обязательно необходимо уточнить, на какую должность вас хотят пригласить, а также задать все интересующие вас вопросы, которые касаются данной должности. Не нужно стесняться спрашивать. Ведь интерес, который вы проявите к предложенной работе, обязательно заинтересует того, кто звонит. Также это продемонстрирует, что вам не все равно, где работать. Но если вы с самого начала разговора поняли, что вам не подходит должность, на которую вас приглашают, необходимо сразу сообщить об этом в вежливой форме, и привести весомые аргументы. Естественно, во время подобного разговора многие соискатели начинают нервничать, и в итоге могут забыть поинтересоваться звонящей организацией. Поэтому, при себе необходимо иметь ручку и листок. На нем можно записать название организации, фамилию и имя человека, с которым вы ведете беседу, а также номер телефона, по которому вы сможете позвонить при необходимости.
Не лишним будет поинтересоваться человеком, который будет проводить с вами собеседование. При этом хорошим тоном будет обращение по имени и отчеству, поэтому необходимо заранее узнать их. Можно в ходе собеседования поинтересоваться, каков точный адрес и местоположение организации, куда вас приглашают. Также необходимо убедиться, что назначенное для собеседования время удобно для вас, и что другие дела не помешают. Учитывайте, что собеседование может занять немало времени, поэтому день нужно распланировать заранее. Если в этот день вы приглашены на другие собеседования, следовательно, время необходимо подбирать, ориентируясь на предыдущие, с промежутком в два или три часа. Ведь разговор предстоит не сиюминутный, поскольку работодатель будет интересоваться вашими профессиональными навыками и опытом работы.
Подготовительный к собеседованию этап
Когда время собеседования будет уже установлено, можно переходить к его подготовке. При подготовке к собеседованию, необходимо собрать необходимые документы, которые могут заинтересовать работодателя. Обязательными документами являются паспорт, резюме (лучше в двух экземплярах), диплом с вкладышем (если он есть), различные сертификаты, удостоверения и т.д., то есть все, что имеет отношение к предлагаемой вам должности. Также рекомендуется заранее изучить информацию об организации, в которую вы идете на собеседование. Такую информацию можно найти в любых источниках СМИ, например, на самом сайте компании, в газетах, журналах. Лучше будет, если вы изучите историю организации, а также узнаете, как она развивалась, направления ее деятельности, достижения и названия подразделений. Если вы будете обладать такой информацией, то в беседе вы можете проявить себя как эрудированный и заинтересованный человек, а также продемонстрировать свои серьезные намерения.
В обязательном порядке распланируйте график предстоящего дня, поскольку ни один работодатель не приемлет опозданий, тем более на собеседование. Продумайте, на каком транспорте будете добираться до места, сколько времени потребуется на дорогу и когда нужно выходить, чтобы приехать вовремя. Лучше заранее проехать до места, где будет проходить собеседование, чтобы точно быть уверенным, что вы не опоздаете, и не задержитесь в поисках здания. Подготовьтесь и к некоторым вопросам работодателя, которые в любом случае прозвучат во время вашей с ним беседы. Работодателя непременно заинтересует вопрос о вашем предыдущем месте работы, а также, почему вы оттуда ушли, и где вы сейчас работаете, если работаете. Продумайте заранее ответы на вопросы. Также учитывайте, что такие ответы как: “Меня не устраивал коллектив”, могут отпугнуть работодателя, который может сделать вывод о том, что вы не умеете ладить с людьми.
Зачастую на собеседовании возникают вопросы, почему интерес вызвала именно их компания и почему вы желаете там работать. Когда будете отвечать на эти вопросы, непременно приведите побольше достоинств компании, с которыми вы ознакомились, изучая информацию об организации, а также выразите свое желание продвигать деятельность компании и способствовать ее процветанию. Определите для себя заранее, какую пользу может принести конкретно ваша деятельность как сотрудника для данной организации. Чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя, ответ на этот вопрос нужно знать четко. Так вы покажете свое участие к деятельности организации, и заинтересуете работодателя.
Отвечайте на вопросы честно
Будьте готовы ответить на вопрос о своих достоинствах и недостатках, как сотрудника. Будет правильно перечислить больше недостатков, чтобы проявить себя, как самокритичного человека. Это способно поднять вас в глазах собеседника. Однако ваши промахи не должны быть слишком серьезными, чтобы вы не отпугнули соискателя. Самое главное – показать, что вы способны исправить свои ошибки, да и сделали это. Подготовьтесь рассказать о своих неудачах в профессиональной деятельности, и достижениях как специалиста. На вопросы отвечайте честно, поскольку любая ложь рано или поздно всплывет. Часто работодатель сразу видит ложь в силу своего опыта в проведении собеседований, а также на примере множества людей, с которыми приходилось беседовать. Никогда не отзывайтесь негативно о своих прошлых коллегах и руководителе. Можете просто сообщить об отсутствии на прошлой работе возможностей для профессионального и карьерного роста, а также о нерегулярной заработной плате, неудобном для вас графике работы, или неудобном местоположении. Произвести впечатление на работодателя помогут вам четкие знания о том, чем занимается данная организация. Также можете дать понять, почему именно их компания вас заинтересовала, и что вы можете для нее сделать. Вы имеете право задать работодателю все интересующие вас вопросы, но лучше заранее подготовьте их, чтобы сформулировать в нужной форме.
Огромное внимание уделите своему внешнему виду! Ведь старая русская пословица гласит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. И это действительно так. Даже первое впечатление о вас должно быть по максимуму благоприятным. Поэтому, подбирая одежду для собеседования, учтите должность, на которую вас пригласили. Ведь не для каждой должности подойдет строгий деловой костюм. Ваша одежда должна выглядеть опрятно, ногти и волосы ухоженными, а обувь начищена. Такие детали, обязательно произведут приятное впечатление на вашего собеседника.
Как правильно себя вести на собеседовании
Что же необходимо помнить, проходя собеседование и как правильно вести себя? Во-первых, лучше прийти на собеседование немного раньше назначенного времени, скажем, минут на 15. Это лучше, чем вас будут ждать хотя бы полминутки. Ваше опоздание на собеседование, даже в случае уважительной причины, вычеркнет вашу кандидатуру на предлагаемую должность в глазах работодателя на 99%. Для вас это означает, что даже при форс-мажорных обстоятельствах вы не имеете права опоздать. Лучше, если вы позвоните по номеру телефона, который узнали заранее, извинитесь и поинтересуйтесь, есть ли возможность перенести встречу на более позднее время или вовсе на другой день. Если вы передумали утраиваться в организацию, в которую вас пригласили, непременно позвоните работодателю и сообщите ему причину, по которой вы передумали приходить на собеседование, извинитесь и поблагодарите за общение.
При входе в офис организации, в которую вы пришли устраиваться на работу, обязательно поздоровайтесь и сообщите о том, что пришли на собеседование. Если же вы пришли не в непосредственно офис компании, а в бизнес-центр, вы должны четко и правильно знать название организации, в которую пришли, чтобы на проходной вахтер могла позвонить туда и сообщить о вашем приходе. Необходимо отключить свой мобильный телефон и убрать подальше все, что могло бы вас побеспокоить. С самого начала нужно запастись терпением и проявить свою доброжелательность.
Входя в кабинет, обязательно поздоровайтесь, улыбнитесь, и обращайтесь по имени и отчеству к тому, кто будет проводить с вами беседу. Если же у данного человека нет карточки с именем и отчеством, поинтересуйтесь, как можете к нему обращаться. Если вы хотите расположить заранее собеседника к себе, можете сказать, как вам приятно приглашение именно в их компанию, и как бы вы хотели здесь работать. Работодателю всегда приятно слышать, когда о его компании хорошо отзываются. Присесть модно только после приглашения это сделать. При этом сесть нужно так, чтобы ваше лицо было хорошо видно собеседнику. Не скрещивайте ноги, не разваливайтесь на стуле, и не теребите руками. Помните, что вы должны проявить свое спокойствие и профессионализм.
Будьте внимательны
Выслушивайте внимательно вопросы, которые вам задают. В случае, если вопрос вам непонятен, можно переспросить собеседника, но переспрашивать каждый вопрос будет показателем дурного тона. Отвечать на поставленные вопросы, можно лишь дослушав их. Ответы при этом должны быть краткими, уместными, не нужно лить много воды, вполне достаточно 2-3 минуты, чтобы ответить на вопрос. Лучше избегать ответов “да” и “нет”, чтобы работодатель не решил, что вы не умеете обосновать свой ответ и объяснить свою точку зрения. Будьте готовы также рассказать о себе, даже при имеющемся резюме. Не вдавайтесь в подробности, рассказывать всю свою биографию, помните, что работодателю важнее узнать о вашем опыте работы, профессиональных навыках и трудовой деятельности, а не о вашей жизни.
Не стесняйтесь задавать встречные вопросы, если они возникают у вас в ходе беседы. Учитывайте, что прежде чем задать вопрос о профессиональном росте, вы сами должны дать развернутый ответ о ваших навыках, и только тогда собеседник сделает о вас выводы. Можете проявить интерес к имеющимся обучающим программам и курсам повышения квалификации. Так вы проявите себя как целенаправленного человека, а это еще больше поднимет вашу кандидатуру в глазах собеседника. Улыбайтесь искренне, а также ненавязчиво шутите, и тогда о ваших небольших промахах никто и не вспомнит. Знайте, что ваша улыбка – это показатель вашего спокойствия и вашей уверенности в себе. После окончания собеседования, обязательно поблагодарите работодателя за состоявшуюся беседу, несмотря на окончательное решение, которое он примет.
Желаем вам удачи в устройстве на работу!